**********************************************************************

 


Пасха 18+

 

   Пасха! Ароматы цветущих деревьев, теплое ощущение праздника, тянущееся еще откуда-то из детства, сладковатый запах куличей, глазурь, изюм, пестрая скорлупа вареных яиц, приветливое: «Христос воскрес!» - и машинальное: «Воистину воскрес!» Атмосфера праздника, царящая прежде всего в душе… У каждого праздника свое обаяние, шарм, особенности, традиции и истоки. А так же смысл и, наверное, польза. В новогоднюю ночь, например, ждешь чудес и сказки, хоть и знаешь, что ожидания не исполнятся.

   А зачем человеку Пасха? Она напоминает о… Но давайте как раз на эти самые истоки праздника и взглянем.

   В Священном Писании слово «Пасха» впервые встречается в книге Исход 12:11. В переводе с древнееврейского слово «Pesach» означает «проходить мимо». В контексте это значило, что Ангел Господень, уничтожая первенцев в Египте, обходил, или «проходил мимо», еврейские дома, в которых косяки были помазаны кровью пасхального агнца. С тех пор ежегодно четырнадцатого нисана (апреля) в каждой еврейской семье готовили запеченного ягненка в память о милости Божьей к ним  и ели его по указанию Божию с горькими травами и пресным хлебом (опресноком), так как дрожжи, согласно Писанию, — символ греха. Ветхозаветные пасхальные агнцы, как и другие животные, которых приносили в жертву, служили прообразом Искупителя, Который понес наказание за наши грехи на Голгофском кресте. После Голгофской жертвы Христа этот праздник, согласно Слову Божию — Библии, был упразднен, «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7) Ни о каких куличах и прочих сдобных изделиях из теста, ни о каких яйцах речь не шла. Более того, нигде на страницах Священного Писания вы не найдете указания Бога праздновать Пасху в честь воскресения Христа.
   Победу Христос одержал в пятницу, перед наступлением субботы, искупил грехи человечества, приняв мучительную смерть на Голгофе. В память этого существует прекрасный обряд Вечери Господней, или Причастия, во время которого символами тела Христа, преданного за грехи людей, служит пресный хлеб, а крови, пролитой за каждого из нас, — неперебродивший виноградный сок (мы уже писали выше о том, что брожение, по Писанию, — символ греха).
   Первую новозаветную Пасху Иисус ел с учениками во время «Тайной» Вечери. Позже апостол Павел в 1Кор. 11:23-26 описывает сам обряд христианской Пасхи: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Вспоминая события той Вечери, стоит отметить, что Христос сначала отпраздновал с учениками ветхозаветную Пасху, и после этого ввел новозаветную – хлеб и вино. Принимая во внимание тот факт, что во время празднования Пасхи у евреев дома семь дней не должно было быть ничего квасного ( «С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества израилевых – пришлец ли то, или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб» (Исход 12:18-20)), Господь с учениками ел хлеб без дрожжей и пил неперебродившее вино, то есть чистый виноградный сок, что является символами безгрешного тела и крови Иисуса Христа.

 

   Итак, откуда же к нам пришла традиция печь куличи и красить яйца на Пасху?

  

   Многие традиции, связанные с Пасхой, имеют дохристианское происхождение. Иначе говоря, церковь, будучи не в силах уничтожить остатки языческих верований в народном сознании, была вынуждена принять их. Придав им, разумеется, новый смысл. Еще в Древней Персии люди дарили друг другу яйца в дни весеннего равноденствия, на которое приходилось начало нового года.    В славянской культуре весной отмечался праздник в честь Солнца, в честь (а это было уже позже) «вялікіх дзен» («великих дней») — весенней и летней полевой работы. Через много веков на этот древний праздник наложился еще один. На этот раз христианский — Воскресенье Господне, или Пасха. И один по прошествии времени должен был «закрыть» другой.… Но получилось так, что они, по существу разные, сплелись в одно целое. И вот мы уже говорим «Христос Воскрес!», как христиане и красим яйца, как истинные язычники. Ведь издревле птичьи яйца считались символом перерождения, символом жизни. Наши предки, например, писали на птичьих яйцах магические заклинания и молитвы, приносили их на языческие капища, клали к ногам идолов. Восточные славяне посвящали расписанные яйца самому грозному божеству Перуну. Традиция их крашения пришла в Европу из Древнего Египта и не менее древнего Китая.
   Теперь насчет куличей. Интересно отметить, что на самом деле кулич появился гораздо раньше появления самого христианства. В Ветхом Завете нет упоминаний ни о куличе, ни об обрядах, с ним связанных. Все это потому, что история кулича берет свое начало с языческих времен. Печь куличи, обычно в преддверии посевных работ, - это древнейшая языческая традиция славян. Люди пекли куличи (из кислого, заквашенного теста) и пекут именно в форме мужского детородного органа, специальной формы, с шляпкой политой белым сахаром (излитым семенем) и посыпанным зерном - символом плодородия и начала весны, начала пробуждения природы. Этот хлеб приносили в жертву земле, стихиям или предкам, чтобы заручиться их поддержкой и обеспечить плодородие земли и обильный урожай. И раскрашивали яйца - тоже как символ новой жизни, подходящий к куличу по различным параметрам.
Как и у славян, в дохристианское время, похожие праздники были у египтян, греков, финикийцев и других. Интересно, что древние египтяне воскрешение главного бога Осириса (Озириса) встречали словами: «Осирис воскрес!»
   Одной из египетских легенд была общеизвестная история о смерти и воскрешении Озириса. Она гласила, что у верховного божества Египта, блистательного Озириса, была прекрасная супруга Изида и злобный брат Сет. Сет убил Озириса, разрубил тело брата на сорок частей и разбросал их по всему миру. Верная Изида, обойдя весь свет, собрала все разбросанные части тела любимого супруга для того, чтобы достойно предать его земле. Не смогла она найти лишь одной, но весьма существенной части – фаллоса, без которого муж как бы и не мог в полном смысле считаться мужем. Оплакивая усопшего супруга и свою горькую долю, Изида сидела на берегу моря, не решаясь похоронить Озириса в таком вот «недоукомплектованном» виде. В эту минуту к ней подплыла рыбка, известная нынешним ихтиологам под названием хромис, или булти (Chromis multicolor), и сообщила безутешной богине, что знает, где находится недостающая часть ее супруга. Проблема была лишь в том, что часть эта покоилась глубоко на дне моря, а принести ее Изиде рыбка не могла, так как рот ее был слишком мал. Тогда Изида сделала так, что рот у рыбки мог увеличиваться до любых размеров. Рыбка нырнула на дно моря и принесла Изиде последнюю, недостающую часть тела Озириса. После того, как Изида соединила эту часть со всем телом Озириса, он (Озирис, естественно) ожил, после чего убил злобного брата и стал править миром. С этим мифом египтяне связывали смену времен года и трактовали приход весны как воскресение Озириса после смерти. В честь этого события древние египтяне устраивали ежегодные праздники. Поздравляя друг друга, они провозглашали: «Озирис воскрес!» Желая поддерживать интерес паствы, жрецы культа Изиды пытались еще какое-то время проводить торжественные мистерии, посвященные воскресению Озириса. Но, поскольку самооскопления были строго запрещены, жрецы нашли выход, используя вместо «живых» фаллосов их макеты, выпекаемые из теста. Такие фаллические символы в комплекте с вареными яйцами, раскрашенными для привлекательности во все цвета радуги, щедро раздавались пастве в качестве праздничного угощения. Вкусив «тела господня», паства как бы приобщалась к божеству. Каждый, вкушая образ фаллоса Озириса, этим как бы служил богине Изиде, словно та маленькая рыбка, в своем рту принесшая отсеченный орган мужа к безутешной вдове.
   Подобный языческий праздник встречи весны характерен почти для всех известных науке языческих верований: 25 марта праздновался у египтян как день богини Исиды (у вавилонян – Иштар, у греков – Кибелы, у хананеев – Астарты) и ее возлюбленного Адониса, Аттиса… . Во всех этих праздниках весны у разных народов присутствовали те же символы мужского начала: куличи и яйца.
   Факт языческой основы праздника не отрицается самими православными.
   Священник Александр Мень пишет: «25 марта, в день весеннего равноденствия, во всех городах, где чтили Кибелу и Аттиса, торжественно провозглашали возвращение умершего к жизни. Праздник нового расцвета земли выливался в бурное проявление радости. Устраивались карнавалы, на время отменялись законы и правила благопристойности».
   С ним согласен священник Олег Ведмеденко: «Кстати, паска, праздничный кулич — есть отголосок наших прадавних языческих обрядов, а привычка "святить паску" — это вынужденный компромисс церкви с язычеством, корни которого уже потерялись в глубине веков...» (в пер. с укр.)
   Известный христианский историк Опарин А.А. пишет: «Вторым большим праздником у тенгриан считался приход весны. По традиции, корни которой уходят в Индию, он отмечался 25 марта. Известно, что к этому дню тенгриане пекли куличи. Кулич олицетворял мужское начало. В Индии и во многих других странах его символом был фаллос. Тенгрианскому куличу придавалась соответствующая форма, рядом полагалось класть два крашеных яйца. В этом уже прослеживается связь с фаллистическими земледельческими культами Индии, но столь же очевидна связь этого обычая и с пасхальными традициями христианства. Только тенгрианские обычаи древнее…»
   Изначально Пасха указывала на Жертву, которую Бог готовился принести ради людей. Впоследствии она стала напоминать об этом событии: Христос был распят на кресте, и, благодаря Ему, вечная смерть проходит мимо домов верующих.
1 Коринфянам 5:7 : "…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас". Иисус Христос, будучи Агнцем Божьим — агнцем без порока (без греха) - является нашей Пасхой. Благодаря Его смерти на кресте мы обретаем милость в глазах Бога Отца. Смертью Христа мы примиряемся с Богом и получаем дар вечной жизни. И, зная это, становится глупым называть хлебный кулич именем нашего Спасителя. Мало того, что это — булка, так ко всему она ещё и замешана на дрожжах: брожение в Библии - символ греха! Это идет в разрез с учением Христа и символизмом Нового Завета. Пасха — это не кулич в форме фаллоса. Пасха — это смерть Христа, искупившего нас от власти греха и от вечной смерти.
   Эта информация побуждает задуматься над целесообразностью освящения в церкви явно языческих символов. Указывают ли эти символы — кулич, покрытый белой глазурью, с крашеными яйцами — на искупление в Иисусе Христе? Такую ли Пасху оставил нам Господь? Правильно ли будет перед Богом святить то, что святили языческие народы в меру своей распущенности? Ответ за вами! Для христиан самым лучшим вариантом празднования Пасхи будет либо скромное уединение для молитвы к Богу с осознанной благодарностью к Нему. Либо в кругу близких людей с той же целью. Пасха — это напоминание о прощении наших грехов и извечном принятии нас Богом. Пасха — это радостное событие! На дружеское приветствие: «Христос воскрес!» можете ли Вы ответить не механически, а осмысленно: «Воистину воскрес!»?
   Попробуем? «Христос воскрес!»

Оставить комментарий

Комментарии: 0

   Для молитвенных просьб и вопросов.

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.